Фламинго - Полисенсорный подход с использованием вариативного комбинирования в реабилитации детей с ограниченными возможностями
Реализация федерального закона 442

logo2

Решаем вместе
Есть вопрос?

Инновационный проект

«Полисенсорный подход с использованием вариативного комбинирования в реабилитации детей с ограниченными возможностями»

Автор: Канаева Галина Юрьевна, учитель-дефектолог

Главная направленность практики – создание оптимальных условий для психофизиологического и социального развития детей с ограниченными возможностями.

Задачи проекта:

  1. Помощь в социализации и социальной адаптации через коррекцию нежелательного поведения и развития социально-бытовых навыков у детей-инвалидов.
  2. Развитие познавательной, двигательной и речевой активности путем интенсивного полисенсорного и экосенсорного воздействия с использованием разнообразных сенсорных площадок.
  3. Развитие сенсорных функций детей-инвалидов через воздействие на различные органы чувств и стимуляцию ощущений: тактильных, зрительных, слуховых, вкусовых, проприоцептивных.
  4. Экосенсорное воспитание детей-инвалидов через непосредственное взаимодействие с живыми растениями и природным материалом.
  5. Гармонизация психоэмоционального состояния детей-инвалидов и их родителей и ближайшего окружения в сенсорной комнате и комнате психологической разгрузки.
  6. Улучшение детско-родительских отношений путем привлечения родителей и ближайшего окружения в реабилитационный процесс и обучение их коррекционно-развивающим технологиям и методам.

Описание практики

 Данный проект осуществляет междисциплинарная команда специалистов в составе дефектолога, логопеда, инструктора ФК, при необходимости привлекаются и другие специалисты центра «Фламинго».

При комплексном междисциплинарном воздействии специалистов разного профиля на детей с ограниченными возможностями  используется различное  специальное сенсорное реабилитационное пространство. В проекте задействованы: сенсорная комната, Сенсорный сад, сенсорно-двигательные залы, лекотека, комната психологической разгрузки, Социальная гостиная.

Каждое реабилитационное пространство позволяет решать определенные коррекционно-развивающие задачи, а продуманное зонирование помещений позволяет специалистам решать разнообразные психокоррекционные задачи. Так двигательные зоны кабинетов сенсорной интеграции и Сенсорного сада используются для стимуляции и коррекции двигательной активности, запуска речи, сенсорной интеграции у неговорящих детей, детей с нарушениями аутистического спектра, задержками психоречевого, моторного развития. Используя тактильные дорожки  и подвесные модули можно  активировать нервные окончания поверхностей стоп, развивать координацию движений, баланса, формировать новые межполушарные связи, запускать речь. Разнообразное сенсорное оборудование способствует развитию сенсорной, когнитивной и познавательной сфер. Использование разнообразных природных материалов: камней, шишек, коры деревьев, растений и т.д. способствует экосенсорному развитию детей.

  За столами  проводятся занятия с использованием развивающего и природного материала: деревянные игрушки и пособия, камешки, песок, вода, разнообразный по фактуре и цвету дидактический материал. Занятия  благотворно влияют на  развитие познавательных, речевых, коммуникативных и социальных навыков.   Родители детей-инвалидов активные участники такого коррекционного процесса. Более того, они являются неотъемлемой частью команды. В ходе занятия они взаимодействуют со своим ребенком и специалистами, получают знания коррекционного воздействия, тренируют педагогические навыки, создают положительный эмоциональный фон, стимулируют и поддерживают своего ребенка.

А для развития и закрепления полученных навыков семьям, воспитывающих особых детей,  в рамках реализации проекта «Домашнего микрореабилитационного центра» и службы проката выдается специальное оборудование на определенный промежуток времени для организации коррекционно-развивающей среды в домашних условиях. Что позволяет продолжать  развивать детей с особыми потребностями   в привычных и естественных условиях.

Основные этапы реализации проекта:

Проект реализуется на базе ГАУ «Кемеровский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго» и включает в себя следующие этапы:

  1. Организация междисциплинарной команды.
  2. Комплексная диагностика актуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и зоны его ближайшего развития.
  3. Разработка индивидуального плана коррекционно-развивающих занятий с учетом принципов полисенсорного подхода.
  4. Проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием развивающего пространства сенсорных площадок с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и принципов полисенсорного подхода.
  5. Промежуточная диагностика развития ребенка с целью оценки полученных результатов и корректировки индивидуального плана коррекционно-развивающих занятий.
  6. Проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием развивающего пространства сенсорных площадок с учетом принципов полисенсорного подхода и внесенных изменений в индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий.
  7. Итоговая диагностика ребенка с ограниченными возможностями здоровья в конце реабилитационных мероприятий.
  8. Оценка полученных результатов на основе анкетирования обратной связи, журнала отзывов и опроса.

Основные задачи работы с родителями:

  • Помощь в ориентировке родителей в особенностях и проблемах ребенка. Формирование у родителей адекватного представления о проблемах и возможностях ребенка. Умение видеть положительные стороны ребенка, его достижения, успехи, развитие, а не только его нарушения, диагноз, некомпетентность в каких-то ситуациях.
  • Формирование активной позиции родителей в помощи ребенку. Вовлечение родителей в работу по реализации индивидуально-ориентированной программы сопровождения.
  • Обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком, в т.ч. адекватным способам поддержки развития.
  • Поддержка позитивного стиля взаимодействия родителя с ребенком.
  • Помощь родителям и членам семьи в разрешении психологических проблем, связанных с особенностями развития ребенка.

Ожидаемые результаты:

Применение в реабилитационной работе полисенсорного подхода с использованием вариативного комбинирования

  • поможет в социализации детей-инвалидов, способствуя развитию познавательной, сенсорной, двигательной, коммуникативной, эмоциональной, функций;
  • нормализует психоэмоциональное состояние детей-инвалидов и их родителей и ближайшего окружения;
  • улучшит детско-родительских отношения за счет повышения компетентности родителей в развитии детей и применения полученных знаний в привычной семейной обстановке в процессе ежедневного взаимодействия.

СЛУЖБА ДОМАШНЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

raduga

Полисенсорный подход в реабилитации

Заставка

 

logo    org gosuslugi   WhatsApp Image 2022 08 22 at 14.15.04      Нац проекты

1

 

 

842f38c9 b469 4dea 886b 3026fadfb449

 mfc        FIN       doverie