Последний реабилитационный курс в этом году завершился. Как всегда, под конец курса, для воспитанников проводится концертно-игровая программа, но в декабре она особенная. Зал преображается, сотрудники реабилитационного центра «Фламинго» перевоплощаются в героев сказки и представляют ребятам завершающим реабилитацию Новогоднее представление «Долгожданный Новый год!».
Театрализованное представление с элементами игры специально адаптировано под особенности развития наших воспитанников. Да и само торжество несомненно благотворно влияет на эмоциональное состояние ребят. В программу включены дружные хороводы у елки, игры и танцы, через которые развивают у детей совместные действия по подражанию образцу и речевой инструкции, коммуникативные навыки и эстетические чувства.
Но Новый год это в первую очередь праздник, который очень любят все дети, да и взрослые. Какое чудо, когда как по волшебству загораются яркие огоньки на елочке, все сверкает. Веселое представление заставляет погрузиться в сказку, начать переживать вместе с героями и помогать им. Самый долгожданный и волшебный момент торжества, когда под красавицей елкой в новогодних костюмах воспитанники рассказывают Деду Морозу стихи, поют песни, и конечно получают сладкие подарки!
Приход студентов первого курса педиатрического факультета Кемеровской государственной медицинской академии к ребятам, проходящим курс реабилитации в центре «Фламинго», накануне Нового года уже стал традиционным. Они не первый год устраивают для детей-инвалидов сказочный праздник!
Начинающие врачи самостоятельно готовят сценарий, костюмы и, конечно же, подарки. Сказочные герои в ходе театрализованного представления взаимодействуют с ребятами через игры и дружные танцы. Это мероприятие хорошая возможность молодым врачам-педиатрам познакомиться и пообщаться с особенными детьми.
– В центр «Фламинго», к воспитанникам, мы приехали с инсценировкой новогодней сказки, которую сами придумали. Нам очень хотелось подарить детям веселье и радость, мы даже подарки сами подготовили. Надеемся, что все ребята остались довольны, – поделились студенты Кемеровской государственной медицинской академии.
Зима чудесное время года, предпраздничная пора! И накануне Нового года к ребятам, проходящим курс реабилитации в центре «Фламинго» в очередной раз пришла сотрудник специализированной библиотеки по обслуживанию детей с ограниченными возможностями здоровья «Родник».
Она принесла много «Зимних сказок». Встреча была теплая, почти домашняя. Наталья Сергеевна прочитала ребятам захватывающую современную сказку о визите на планету Земля инопланетян, которые никогда не видели зимы.
Потом все вместе увлеченно отгадывали загадки, в которых были зашифрованы «Зимние сказки»: «Морозко», «Снегурочка», «Снежная королева», «Елка», «Щелкунчик» и другие. За правильные ответы ребята получили подарки-сувениры. Встреча завершилась мультпарадом на зимнюю тематику!
Педагог дополнительного образования Татьяна Николаевна Сумбаева регулярно со своими воспитанниками участвует в различных творческих конкурсах. В преддверии Нового года всегда много интересных конкурсов и Татьяна Николаевна выбрала два.
Под руководством педагога воспитанники центра «Фламинго» Мария Мартынович и Кирилл Федоров выполнили работы «Девочка – Снегурочка» и «Новогодний морж» соответственно и представили их на Всероссийский творческий конкурс для учащихся с ограниченными возможностями здоровья «Новогоднее чудо!». По итогам конкурса Мария и Кирилл были награждены Дипломами Победителя I степени.
А Валерия Языченко с помощью Татьяны Николаевны изготовила работу на Международный творческий конкурс «Моё хобби». По итогам Валерия получила Диплом победителя II степени, а педагог благодарность за высокий уровень представленных работ и активное участие в конкурсах на Образовательном портале Рыжий кот.
Поздравляем с победой!
Во «Фламинго» продолжают внедрять новые технологии и методики реабилитации. На очереди стоит метод альтернативной и дополнительной коммуникации.
Первым этапом внедрения новой технологии стало обучение, и в этом году Наталья Александровна Сонина заведующая отделением успешно прошла курс повышения квалификации в Аналитическом научно-методическом центре «Развитие и коррекция» по дополнительной профессиональной образовательной программе «Методика формирования коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями с использованием альтернативной и дополнительной коммуникации».
Метод альтернативной и дополнительной коммуникации в мировой практике уже показал свою эффективность в работе с неговорящими детьми. Он помогает, не только детям с расстройством аутистического спектра, а также эффективен при работе с детьми с задержкой умственного развития, с синдромом Дауна, с детским церебральным параличом и другими нарушениями.
Важно помнить, что коммуникация – это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают понимание и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднен: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий выразить ему свои желания, потребности, чувства.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию, способствует формированию абстрактного мышления и символической деятельности.
На втором этапе внедрения метода альтернативной и дополнительной коммуникации мы начинаем работу при помощи карточек PECS, расшифровывается как Picture Exchange Communication System (англ.) – Коммуникационная Система Обмена Изображениями (карточками). PECS – система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек-подсказок. В отделении дневного пребывания и отделении стационарного социального обслуживания осуществлена маркировка помещений карточками-подсказками, в соответствующих местах размещены схемы алгоритмов санитарно-гигиенических процедур, а группы оборудованы магнитными досками с карточками PECS для занятий с детьми. Эта работа увлекла не только ребят, но и нашла отклик у родителей.
Конечная цель занятий, что бы ребёнок научился сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями и самостоятельно выполнять простейшие действия по самообслуживанию в повседневной жизни.
Ольга Онина
Фото автора