Фламинго - Прочее
Главная

logo2

Решаем вместе
Есть вопрос?


Ресурс 3

 

Запись на курсы реабилитации 2024года проводится ежедневно.

с 08:30 до 17:30

обед с 13:00 до 14:00

по телефонам:

8 (3842) 31-94-08;

8-923-510-78-10;

8-904-990-96-00.

График заездов на 2024 год

Для иногородних работает

«Социальная гостиница». 

glavn

Отделение организации реабилитационной и методической работы

diag

Отделение медико-социальной реабилитации

  msr

Отделение психолого-педагогической помощи

  заставка ОППП

Отделение социально-трудовой реабилитации

str

Отделение дневного пребывания

titleODP

Отделение стационарного социального обслуживания

stac

Профессиональная стажировочная площадка Фонда

Логотип Фонда в джипег

Служба ранней помощи

 

sluhba raney pomohi

В соответствии с Постановлением Правительства от 01.12.2018 № 1459 с 1 января 2020 года Кемеровская область присоединяется к регионам, участвующим в реализации пилотного проекта Фонда социального страхования Российской Федерации «Прямые выплаты».

listovka

В настоящее время региональное отделение Фонда работает с организациями по зачетному принципу - пособия работнику выплачивает непосредственно работодатель, а разницу между суммой начисленных страховых взносов и выплаченных им пособий он перечисляет в Федеральную налоговую службу и в Фонд. Но возникает ряд ситуаций, когда, например, на предприятии создается тяжелое финансовое положение или когда страхователь (работодатель) оказывается недобросовестным, - тогда зачетная система дает сбой, в результате которого происходит задержка или невыплата пособий.

В пилотном проекте на сегодняшний день участвует 39 регионов, с 1 июля 2019 года по 1 июля 2020  к нему присоединятся еще 38 регионов страны, включая Кемеровскую область.

Получать пособия работающие граждане теперь будут напрямую через Фонд на лицевой счет в банке или почтовым переводом.

Для работодателей отмена зачетного принципа означает, что страховые взносы на обязательное социальное страхование теперь не уменьшаются на сумму произведенных расходов, а уплачиваются ими в полном объеме.

Пилотный проект предусматривает изменения в порядке выплат пособий по временной нетрудоспособности, материнству и детству. Он затрагивает не только работодателей, но и всех граждан, работающих по трудовым договорам, и направлен на защиту прав работников. Новый порядок выплаты пособий дает гражданам гарантии независимо от финансового положения работодателя получить пособия своевременно и в полном объеме

Для работника, которому полагается пособие, схема прохождения документов фактически не изменится. Как и прежде, он приносит работодателю документы, подтверждающие право на пособие (листок нетрудоспособности, справку о рождении ребенка и т.д.), пишет заявление, где указывает реквизиты, на которые ему удобнее получать пособие (счет в банке или почтовый адрес). Работодатель формирует комплект документов на выплату пособий и не позднее 5 календарных дней со дня получения заявления от работника направляет их в филиал отделения Фонда по месту регистрации. В течение 10 календарных дней с момента получения полного комплекта документов региональное отделение Фонда принимает решение о назначении и выплате пособия. После чего производится выплата пособия работнику на указанный им в заявлении лицевой счет в банке или почтовым переводом.

Информация Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования

Семья в жизни каждого человека играет самую важную роль. Для ребенка, семья - это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от состояния здоровья, социального статуса и индивидуальных особенностей. Для ребенка с ограниченными возможностями, контакт которого с миром сужен, роль семьи возрастает. Именно семья должна стать развивающей средой для такого ребенка. Родители обязаны создать благоприятную среду для перемен, дать ребенку стимулы для роста, направить его развитие и дать чувство защищенности, столь необходимое в процессе формирования правильного отношения к миру, для дальнейшей успешной социализации.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для всей семьи. Выделяют четыре фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду:
1) Шок. Характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.
2) Неадекватное отношение к дефекту. Проявляется в негативизме и отрицании поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
3) Частичное осознание дефекта ребенка, сопровождаемое чувством “хронической печали”. Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений.
4) Принятие дефекта, социально-психологическая адаптации всех членов семьи, вызванная установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям, выработка позитивных установок по отношению к самим себе и ребенку, формирование навыков обеспечения будущего своего ребенка.
Семьи с особыми детьми переживают неуверенность, страх, пессимистичные взгляды на будущее ребенка довольно долгое время. Большинство из них, ожидая рождения здорового ребенка, оказываются психологически и практически неподготовленными к тому, чтобы воспитывать и развивать ребенка с физическими или психическими ограничениями. Для того, чтобы выйти из длительной психотравмирующей ситуации, семье имеющей ребенка-инвалида, необходима помощь специалистов, поддержка родных, близких и окружающих.
Появление ребенка с ограниченными возможностями в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. Осознавая свою ответственность перед ребёнком, родители должны, не теряя времени, начинать действовать, проявляя соответствующую активность с целью создания необходимых условий для организации полноценного развития и воспитания ребенка. Такая активность полезна в двух отношениях. Во-первых, она позволит родителям легче пережить депрессивное состояние, вызванное появлением ребенка с дефектом развития, во-вторых, разумная активность может дать позитивный импульс для своевременного его лечения, воспитания и развития.
В центре реабилитации «Фламинго» отделение психолого-педагогической помощи оказывает комплексную помощь и поддержку семье. Применяются такие формы работы как: семейное консультирование, обучение родителей адекватным способам общения с ребенком, консультативно-диагностическая помощь, школа молодой семьи.
На ранних этапах развития ребёнка с ограниченными возможностями от рождения до трёх лет, родителям оказывается консультативно-диагностическая помощь. Цель данной работы - оказывать результативную помощь родителям в освоении эффективных «домашних» методов реабилитации ребёнка. Родители могут проконсультироваться по вопросам воспитания, развития, игровым приёмам занятий и обучения детей раннего возраста в домашних условиях.
Для определения уровня развития ребёнка и его способностей к дальнейшему продвижению применяется развивающий тест В.Штрасмайера. С его помощью можно узнать, какими навыками (самообслуживание - социальное развитие; мелкая моторика; общая моторика; речь; мышление, восприятие) в разных областях владеет ребенок и каким может быть высший уровень его достижений. Данный тест имеет диагностическую и развивающую направленность, помогая специалистам ориентироваться в системе развивающих упражнений при овладении определенными навыками, также позволяет составлять практические рекомендации родителям по развитию ребенка.
Семейное консультирование включает в себя диагностику детско – родительских отношений, консультирование по семейным вопросам, психотерапию и тренинги по сложным семейным ситуациям (кризис семьи, развод, внутрисемейные отношения, созависимость от состояния ребенка и многое другое).
Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с особым ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка.
Для анализа детско-родительских отношений в семье, в работе психологами используются следующие диагностические методики:
1) Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) – создан В. Юстицкисом и Э.Г. Эйдемиллером.
Позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Причины неправильного воспитания бывают самыми разными. Такими, например, являются определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Причинами в нарушении воспитательного процесса являются личностные особенности самих родителей. Повышенная опека или, наоборот, пренебрежение интересами ребенка, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Встречаются чрезмерный, недостаточный и противоречивый тип воспитания. По результатам с родителями проводится разъяснительная работа и рациональная психотерапия.
2) Диагностика родительской тревожности – модификация методики «Диагностика профессиональной и родительской тревожности», которая была разработана Прихожан А.М.
Методика выявляет уровень напряженности в родительско-детских отношениях. Опросник включает 40 вопросов. Очень часто родители детей-инвалидов сталкиваются с «проблемой адаптации», они воспринимают болезнь ребенка как постоянный стрессогенный фактор.
3) Методика PARI, адаптированная в России Т.В. Нещерет «Измерение родительских установок и реакций».
Позволяет изучить отношение родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Данная методика затрагивает сферу взаимоотношений родителей и ребенка, отражает позицию родителей в межсупружеских отношениях.
Основными причинами неудавшихся и напряженных взаимоотношений являются: подавление воли ребенка, строгость и раздражительность родителей, чрезмерное вмешательство в мир ребенка, постоянные конфликты между родителями. Психологическая помощь направляется на разрешение семейного конфликта и улучшение отношений в семье. Методика может оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.
4) Тест «Подростки о родителях» - модификация опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним», созданный Шафером в 1965 году. Методика базируется на положении о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие - эмоциональное отвержение, психологический контроль - психологическая автономия, скрытый контроль - открытый контроль.
Помогает определить степень глубины семейного конфликта и его психологические особенности: носит ли конфликт тотальный характер или касается только отдельных сторон жизни членов семьи.
5) Экспресс-диагностика семейного состояния – разработана Р.В.Овчаровой.
Позволяет оценить наличие и уровень выраженности таких отклонений в эмоциональном состоянии при семейном взаимодействии, как чувство вины, тревоги и нервно-психического напряжения. А также оценить общую семейную тревожность и необходимость дополнительного анализа сферы родительско-детских отношений.
По итогам диагностики проводится психотерапия. Основной её целью является создание благоприятного психоэмоционального кли¬мата в семьях детей с проблемами в развитии, вооружение ро¬дителей знаниями по возрастной и специальной психологии. Здесь разрешаются следующие задачи: формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности; развитие умений самоанализа и преодоления психологичес-ких барьеров, мешающих полному самовыражению; формирование позитивных установок в сознании родителей; оптимизация родительско-детских отношений; гармонизация супружеских отношений; совершенствование коммуникативных форм поведения; формирование навыков адекватного общения с окружаю¬щим миром и многое другое.
Также важным направлением в работе с родителями является «школа семьи». Целью которой является осознание, принятие, адекватное отношение родителей к болезни ребёнка; информированность об особенностях и возможностях развития. Находясь в Центре реабилитации вместе с ребенком, родители не только принимают участие в реабилитационном процессе, но и интенсивно обучаются приемам реабилитации с целью их дальнейшего применения в домашних условиях.
Воспитание и развитие особого ребенка очень сложная задача для всей семьи. Оно требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому так важно взрослым сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, оптимизм. От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи.
Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармоничного развития личности ребенка и его успешной социализации. Результат развития во многом зависит от отношения родителей к самому факту рождения особого ребенка, его принятия, выбора стиля и тактики воспитания, понимания особенностей заболевания, возможностей на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между членами семьи.
Зная особенности развития своего ребенка, его возможности и перспективы развития, можно организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку, развить необходимые в жизни волевые качества. Большое значение имеет правильный распорядок дня: строгое соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулками, умеренный просмотр телепередач. Немаловажную роль играет организация систематических, целенаправленных занятий по развитию речи, внимания, памяти, мышления, формирования навыков самообслуживания, двигательных навыков и умений. Наличие определенного порядка создает условия, при которых у ребенка нет оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных требований. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и регулировать свое поведение. Важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду и т.д.).
В семье ребенок усваивает навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому так важны в развитии - правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям. Проживание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье создает в ней совершенно особую обстановку. Это зависит, прежде всего, от самих родителей, от их установок, формирующихся в отношениях к нему других детей. От отношения к ребенку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться (чувства любви или же регрессивные реакции с тяжелой нервозностью, способствующие неприязни и эмоциональным взрывам).
У большинства особых детей представления об окружающем мире ограниченны. Поэтому очень важно постепенно расширять кругозор ребенка, знакомить его с различными предметами и явлениями, приучать к новым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений. Прежде чем показать ребенку, например, каких-либо домашних животных, необходимо рассказать о них, показать их на картинках. При упорядоченной жизни в домашних условиях, у него расширяется кругозор, обогащается память, формируется наблюдательность и любознательность.
Сплоченность всех членов семьи, уважительное отношение друг к другу, наличие общих целей и единой системы ценностей, желание максимально проявить и реализовать собственные возможности, помочь в этом своим близким — все это позволяет спрогнозировать наиболее оптимальный и эффективный путь построения активной жизненной позиции и развития особого ребенка. Ведь именно в этом случае семья будет необходимой развивающей средой для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Павлова О.А.
психолог

Уже несколько лет в нашем центре работает служба ранней помощи для семей, воспитывающих детей-инвалидов раннего возраста. В наш центр на реабилитацию эти дети приходят чаще всего с 3 лет. До 3 лет родители этих детей могут получить консультативно-диагностическую помощь психологов нашего отделения. Нашей главной задачей на таких встречах является определение сильных сторон ребенка и обучение родителей различным способам взаимодействия со своим малышом и специфическим методам с целью его оптимального развития с учетом его особенностей.
Для повышения эффективности работы по ранней помощи, для изучения передовых практик и новых технологий была запланирована учеба в рамках грантового проекта «Семейный круг».
В июне этого года я вместе с заведующей психолого-педагогического отделения Светланой Павловной прошли недельное обучение в Санкт-Петербургском Институте раннего вмешательства по программе «Организационные основы ранней помощи». На обучении мы познакомились с важными аспектами организации проведения процедур службы ранней помощи, методами и технологией работы с семьями.
Сначала хотелось бы рассказать немного о самом институте. Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства (ИРАВ) является первой в России организацией, которая начала проводить междисциплинарные программы помощи семьям с детьми раннего возраста с нарушениями или отставаниями в развитии, а также семьям социального риска. Институт был создан в 1992 году. Огромную организационную и методическую помощь при создании Института оказали специалисты из Швеции. В настоящее время Институт продолжает сотрудничать со службами раннего вмешательства Швеции, а также других стран – Норвегии, США, Великобритании, Финляндии.
Основными направлениями института являются:
- Обучение специалистов современным методам работы с детьми раннего возраста, включая детей группы социального и биологического риска, и также детей с различными нарушениями;
- Проведение профессиональных супервизий для специалистов, работающих в службах раннего вмешательства;
- Отработка и реализация программ раннего вмешательства для семей с детьми биологического риска и детьми с установленными нарушениями развития: индивидуальные и групповые занятия, группы социализации, родительские клубы;
- Диагностика нарушений: точная оценка слуха, функционального зрения, двигательного, когнитивного, коммуникативного и социально-эмоционального развития ребенка;
- Информационная поддержка родителей и специалистов;
- Организация поддержки социального включения детей-инвалидов и их семей в жизнь общества: организация перехода детей с нарушениями развития в детские сады, сопровождение детей в детских садах.
Самой важной миссией Института является реализация права ребенка на жизнь и развитие в семье. Институт оказывает профессиональную поддержку родителям детей с нарушениями с целью приобретения ими навыков взаимодействия, игры и ухода за ребенком с учетом его особенностей. Все услуги и виды поддержки направлены на улучшение повседневной жизни ребенка и семьи и включены в их естественную повседневную жизнь.
Ранняя помощь основывается на нескольких важных принципах.
Прежде всего, это, семейно-центрированный подход, который означает, что вся деятельность и рекомендации специалистов направлены на поддержку семьи и усиление способностей семьи обеспечить развитие и обучение ребенка, выстраивание программы для каждой конкретной семьи с учетом её культуры, уникальности ее ситуации, запроса, предпочтений, ресурсов и приоритетов.
Принцип функциональной направленности. Специалисты и родители помогают ребенку развивать навыки, необходимые в повседневной жизни, причем на основе активности самого ребенка, в той деятельности, которая повторяется ежедневно и нравится ребенку, в которой он может участвовать и учиться. В понятие контекста повседневных дел включаются различные ежедневные действия (рутины): чтение книжки, мытье рук, еда, смена подгузника, переодевание, прогулка, уборка игрушек и др.
Специалисты института выстраивают работу по ранней помощи, опираясь на Международную классификацию функционирования (МКФ), ограничения жизнедеятельности и здоровья по разным областям (доменам) развития. Функциональный подход сосредотачивается на развитии у ребенка способностей выполнять разные задачи, встающие перед ним в основных жизненных сферах, таких как:
- получение и применение знаний, нужных для игры, общения, творчества и пр.;
- выполнение задач, простых и сложных,
- общение с разными людьми в разных ситуациях для выполнения совместных дел, разделения информации, достижения взаимопонимания;
- забота о своем здоровье, в частности распознавание и сигнализация о факторах, ухудшающих здоровье, таких как боль, голод, усталость, холод;
- уход за своим телом и освоение таких умений, как умывание и мытье рук, чистка зубов, причесывание и пр.,
- помощь в повседневных делах;
- совершение различных движений: крупных, необходимых для поддержания позы во время еды, игры, передвижения в пространстве, мелких, необходимых для ухода за своим телом, творчества, игры и пр.;
- установление и развитие отношений с другими людьми;
- участие в различных общественных мероприятиях: детских праздниках, спортивных играх.
Таким образом, смысл функциональной реабилитации заключается в том, чтобы максимально рано выявить у ребенка нарушение развития, даже если ему не поставлен медицинский диагноз, и помочь ему развить разнообразные способности. Приведу пример. Известно, что если ребенок, у которого есть проблемы со слухом, в возрасте до года начнет носить слуховой аппарат, то в дальнейшем он не будет испытывать проблем с пониманием речи и общением. Но если озаботиться этим после трех лет – то потребуются огромные усилия, чтобы научить его говорить. Та же система применима и к детям с ослабленным зрением, детским церебральным параличом и многими другими заболеваниями. Чем раньше начинается обучение ребенка навыкам, нужным в повседневной жизни, тем больше у него шансов адаптироваться в социуме.
В институт обращаются самые различные семьи от заведомо нуждающихся в раннем вмешательстве до просто желающих проверить уровень развития своего ребёнка.
Давайте, я подробнее расскажу, как в Институте организована работа с семьями.
На первом этапе до записи на первичный приём администратором выясняются потребности, запросы семьи. Администратор просит семью заполнить анкеты, которые размещены на сайте института.
Родители дома заполняют диагностический опросник для оценки уровня развития, выявления риска нарушений дома. После заполнения диагностического опросника семья приглашается на первичный приём.
Важными задачам первичного приёма являются: выявление наличий ограничений в активности и участии ребенка; установление доверительных отношений с семьёй, оценка функционирования ребенка, определение того, что ребенок уже умеет делать хорошо, есть ли у него трудности, с чем они связаны. Приём ведут одновременно два специалиста (например, психолог и врач педиатр), они создают обстановку, максимально приближенную к домашней, в которой ребенок может показать все свои навыки и умения.
Целью первичной оценки является определение трудностей, с которыми сталкивается ребенок и его семья в повседневной жизни. Для этого необходимо получить общее описание типичного дня ребенка и его семьи, всех повседневных рутин (еда, одевание, умывание, туалет, игра, общение, познание), в которых ребенок обычно участвует. Такой обзор позволяет быстро составить представление о жизни ребенка и семьи и их трудностях.
Основными методами оценки являются: наблюдение за деятельностью ребенка в естественных для него ситуациях, беседа с родителями, опросники, знакомство с медицинскими документами, практические пробы (на основе игры с ребенком). На данном этапе специалистами применяются методики «Обзор дня» (Стивен фон Течнер), интервью «Типичный день», скрининговый опросник «Измерение активности в повседневной жизни». На приёме родители сразу становятся активными участниками и включаются в процесс функциональной реабилитации.
Встреча может происходить в службе ранней помощи, а также специалисты могут посетить семью дома. Во время интервью «Типичный день» семья подробно описывает каждую рутину, происходящую в течение дня, отмечая активность и участие ребенка, его самостоятельные умения, трудности, необходимую помощь со стороны взрослых. Под описание попадают такие моменты, как ритуал утреннего приветствия, умывание, туалет, одевание¬-раздевание, время еды, прогулка, игры, чтение книжек, обычные разговоры, участие в домашних делах, встречи с родственниками и другими людьми, перемещения между помещения внутри дома и на улице и т.д. Если во время описания возникают трудности с пониманием ситуации, родители могут показать, как обычно происходит рутина или принести домашнюю видеозапись. Вся информация заносится специалистами в протокол.
Следующий шаг в работе – выбор семьей наиболее беспокоящих и трудных в исполнении рутин и ранжирование их по степени трудности. Самые трудные ситуации определяют направление помощи и становятся предметом дальнейшей углубленной оценки. Например, во время интервью семья указала, что наиболее тревожными и трудными для нее являются ситуации кормления ребенка, и ситуации игры, когда мама пытается чему-¬то научить ребенка. Следовательно, во время второго этапа углубленной оценки специалисты будут анализировать именно эти ситуации. Подобная работа на первом этапе взаимодействия с семьей позволяет включить семью в процесс оценки, отталкиваясь от ее беспокойств и тревог, использовать мотивацию семьи для дальнейшей работы.
На основании проведенных скринингов, практических проб оценки уровня развития ребенка и сбора информации от родителей специалисты делают выводы о наличии или отсутствии проблем у ребенка и, соответственно, принимают решение о том, насколько необходимо дальнейшее обследование и проведение специфических оценок и, главное, является ли программа вмешательства необходимой для семьи.
Если серьезных проблем в развитии ребенка не было обнаружено, родители получают рекомендации о развитии ребенка и обычно им предлагается через некоторое время повторить оценку уровня развития. Если выявляется серьёзные риски в отставании, то принимается решение о возможности включения ребенка и семьи в программу вмешательства.
На следующем этапе, когда ребёнок попадает в программу раннего вмешательства, междисциплинарной командой проводится углубленная оценка развития ребёнка. В междисциплинарную команду профессионалов, входят: руководитель, администратор, специальный педагог, логопеды (специалисты по ранней коммуникации), психологи, физический терапевт, невролог, педиатр, аудиолог и специалисты по оценке зрения (физиолог и офтальмолог).
Целью углубленной оценки является сбор информации, изучение причин нарушения или отставания и сильных сторон ребенка, на которые можно опираться при построении программы помощи, насколько успешно ребенок справляется с повседневными ситуациями в его жизни, имеет ли ограничения, с чем эти ограничения связаны. То есть углубленная оценка представляет собой комплекс оценок, направленных на различные составляющие жизнедеятельности ребенка. Углубленная оценка тщательно планируется междисциплинарной командой специалистов, для оценки подбирается команда специалистов разных дисциплин. Например, чтобы оценить функционирование ребенка в такой повседневной ситуации, как «одевание», необходима оценка умений ребенка общаться с взрослым по поводу одевания, понимать указания взрослого, следовать инструкциям и выполнять простые задачи, поддерживать необходимую позу, захватывать, удерживать, тянуть и отпускать предметы. В этом случае в оценочной команде будут: логопед, педагог и физический терапевт.
При углубленной оценке применяются различные диагностические методики: например, Шкала адаптивного поведения Вайнленд, шкалы KID-RCDI, Каролина, Денверская модель, Куррикулум EDSM.
После этапа углубленной оценки всеми специалистами обсуждаются полученные результаты. С учетом приоритетов, установок и возможностей семьи составляется программа. В ней прописываются цели, задачи, рекомендации, исполнители, формы работы, длительность мероприятий и примерный их график. Мероприятия программы направлены на то, чтобы ребенок с нарушениями развития (риском нарушения) мог оптимально развиваться, максимально использовать свои возможности и жить полноценной жизнью.
На этапе оценки результатов специалистами и родителями обсуждается эффективность реализации программы. Для этого планируются отдельные встречи, не реже 1 раза в 3 месяца. При оценке эффективности программы учитываются все аспекты её реализации: ¬ динамика в разных областях развития ребенка; ¬ динамика участия ребенка в различных социальных ситуациях, ежедневных рутинах; ¬ улучшение понимания членами семьи сильных сторон своего ребенка, его способностей и особых потребностей и мн.др.
Программа завершается в тех случаях: если ребенок, семья больше не нуждаются в услугах, так как цели развития ребенка достигнуты, а факторы риска устранены; ребенок поступил в детский сад, в котором созданы необходимые условия для реализации адаптированной образовательной программы; семья принимает решение о прекращении реализации программы.
При завершении программы составляются итоговое заключение, выписка с краткими сведениями о реализованной программе и её результатах.
На обучении была проведена экскурсия по институту. Нам были показаны кабинеты, в которых проводятся работа с семьёй и занятия с детьми. Там расположены кабинеты оценки слуха, зрения, лекотеки, первичного приёма, индивидуальных, групповых занятий, сенсорной интеграции.
Очень понравилось то, что в процессе обучения, у каждого участника была возможность не только получить теоретическую базу, но и, самое главное, практические навыки и умения. Нам были показаны видеосъёмки первичных приёмов, междисциплинарной оценки. Мы учились сами определять области развития ребенка (коммуникативные навыки, моторика, межличностное взаимодействие т.д.). Очень подробно выявляли, что ребёнок может делать самостоятельно или с поддержкой взрослого, а также трудности в развитии. Во время практической работы нас обучали составлять план программы раннего вмешательства с целями и задачами для ребёнка и семьи.
Хочется отметить, что у института вся деятельность узко направлена, так как основной возрастной категорией являются дети от рождения до 3 лет. Сотрудники Института регулярно принимают участие в различных международных научных и образовательных проектах в качестве международных экспертов в области ранней помощи. Специалисты являются соавторами Концепции ранней помощи в России и авторами «Стандартов деятельности службы раннего вмешательства». В институте еженедельно проводят заседания методического объединения, консилиумы по обмену информацией, вопросам зачисления детей в программу ранней помощи и их отчисления.
Учеба была очень интересной и плодотворной. Не все аспекты работы вписываются в нашу работу, но есть немало моментов, которые мы могли бы внедрить в нашу деятельность. Например, момент предварительного заполнения опросника родителями до консультативно-диагностического приёма, который даст возможность психологу составить предварительное представление и о ребёнке и о семье и подготовиться более детально к встрече с конкретной семьей.
В Институте раннего вмешательства нами были приобретены книжные пособия. Первое книжное пособие по обучению детей жестовой речи, автор Ирен Йохансон «Словарь жестов». В основе книги - идея использования жестов в качестве дополнительного средства коммуникации для детей раннего, дошкольного возраста с различными видами нарушения интеллектуального и речевого развития. На каждой странице книги размещены 2 картинки, слова, обозначающие предмет или действие, изображение жеста и описание его выполнения. Таким образом, язык жестов для ребенка будет помощником в общении, пока он не освоит речь. Когда детки начинают говорить, то первое время могут восполнять недостающие слова жестикуляцией
Второе книжное пособие, составленное Карлом Грюневальдом «Как учить и развивать детей с нарушениями развития». В книге описаны разнообразные упражнения на развитие коммуникативных, двигательных навыков, навыков самообслуживания.
Также были приобретены методики диагностики уровня и особенностей развития детей первых трех лет жизни шкалы KID и RCDI. Основные принципы обеих шкал аналогичны, различается возрастной диапазон их применения.
Шкала KID предназначена для комплексной оценки психического и двигательного развития детей в возрасте от 2 до 16 месяцев. Автор методики профессор Ж.Рейтер. Шкала основана на бихевиористском взгляде на развитие: каждое новое приобретенное ребенком поведение рассматривается как повышение уровня его развития. Шкала состоит из 252 пунктов, разделенных на 5 областей: когнитивная, движения, язык, самообслуживание, социальная. Вся совокупность 252 пунктов называется полной шкалой.
Шкала RCDI предназначена для оценки уровня развития детей от 1 года 2 мес. до 3,5 лет. Разработана доктором Г.Айртоном. Шкала применяется для выявления детей с задержкой развития, для отслеживания динамики развития, а также при разработке актуальной программы развития. Оценка развития ребенка включает "профиль развития" и степень опережения/отставания в каждой области (если таковые выявлены). Состоит из 216 вопросов и позволяет оценить уровень развития ребенка в шести областях: социальное развитие, тонкая моторика, крупная моторика, самообслуживание, развитие речи и понимание языка.
Родители или другие близкие люди при заполнении опросников отвечают на вопросы, касающиеся различных навыков ребенка. Преимущество использования родителей для заполнения опросников в том, что они наблюдают ребенка постоянно, в самых разных ситуациях, в то время как специалист должен оценить его за короткое время, часто в непривычной для ребенка обстановке. Пункты опросников описывают различные типичные формы поведения малышей, относящиеся к различным областям развития и легко наблюдаемые родителями: движения частей тела, приём пищи, участие в одевании, проявлении эмоций, внимания, любознательности, сообразительности, подражание, понимание простых инструкций, контакт со взрослыми и т.д Отвечая на пункты вопросника, родители лучше узнают своего ребенка, начинают больше интересоваться его развитием.
Развитие ребенка по обеим шкалам оценивается путем сопоставления набранных баллов (числа пунктов в вопроснике, которые ребенок выполняет) со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки типично развивающихся детей. В результате устанавливаются оценки возрастов развития младенца в нескольких областях ("профиль развития") и общая степень опережения/отставания (если таковые выявлены).
Большим преимуществом методик является, то, что они помогают оценить развитие ребенка комплексно по нескольким областям сразу, выявить «западающие» области, несформированные функции и навыки внутри каждой области, а также простроить коррекционную программу по преодолению выявленных нарушений.
В дальнейшем планируем осваивать и применять данные методики.

Данный список вопросов предназначен помочь родителям и специалистам, взаимодействующим с детьми, в определении конкретных признаков дисфункции обработки сенсорной информации.

Тактильные ощущения. Информация от кожных рецепторов о прикосновении, давлении, температуре, боли и движении волосков на коже.
Признаки тактильной дисфункции
1. Гиперчувствительность к прикосновению (защитное поведение по отношению к тактильным стимулам)
1.1. Испытывает страх, тревогу или агрессию при лёгком или неожиданном прикосновении
1.2. В младенческом возрасте не любил/не любит, когда берут на руки или крепко обнимают: может выгибаться, кричать и вырываться
1.3. Болезненно реагирует на смену подгузника/необходимость смены подгузника
1.4. Боится или избегает находиться в непосредственной близости от других людей или детей (особенно в очередях)
1.5. Пугается, если до него/неё дотрагивается кто-то/что-то, кого/что он/она не видит (например, сзади или когда находится под одеялом)
1.6. Не любит, когда расчёсывают волосы. Может быть крайне придирчив(а) к типу расчески
1.7. Не любит мятые простыни (т.е. старые, в складках)
1.8. Избегает групповых взаимодействий из-за страха чужих неожиданных прикосновений
1.9. Противится дружелюбным или ласковым прикосновениям от кого бы то ни было, кроме родителей и родных братьев/сестёр (а иногда и включая их!)
1.10. Не любит чужие поцелуи, вытирает место поцелуя. Предпочитает обниматься
1.11. Воспринимает как пытку капли дождя, воду из душа или дуновение ветра по коже, что приводит к нежелательным реакциям или к попыткам избежать данное воздействие
1.12. Выдаёт гиперреакцию при лёгких порезах, царапинах или укусах животных
1.13. Избегает прикосновения к некоторым видам материалов (одеяла, коврики, чучела животных)
1.14. Отказывается носить новую или жёсткую одежду, одежду из грубой ткани (водолазки, джинсы, головные уборы или ремни и т.д.)
1.15. Избегает игр с участием рук
1.16. Избегает/не любит/испытывает отвращение к «грязным играм», например, в песок, глину, воду, клей, блеск, пластилин, слизь, крем для бритья/мыльные пузыри и т.д.
1.17. Не любит, когда грязные руки, часто вытирает или моет их
1.18. Чрезмерно боится щекотки
1.19. Раздражают швы на носках, из-за чего может отказываться носить их
1.20. Раздражает трение одежды о кожу, может захотеть носить шорты и футболки круглый год. Маленькие дети могут предпочитать оставаться голыми и всё время стягивают с себя одежду и подгузники
1.21. Носит рубашки с длинными рукавами и длинные брюки круглый год, чтобы не оставлять кожу открытой внешним воздействиям
1.22. Не любит, когда моют лицо
1.23. Не любит, когда стригут волосы или ногти на ногах и на руках
1.24. Сопротивляется чистке зубов и ужасно боится стоматолога
1.25. Капризничает в еде, ест только еду определенного вкуса и консистенции, избегает пищи со смешанной текстурой, избегает приёма холодной и горячей пищи, не любит пробовать новую пищу;
1.26. Отказывается ходить босиком по траве или песку
1.27. Ходит только на цыпочках

2. Пониженная тактильная чувствительность (гипочувствительность)
2.1. Сстремится дотрагиваться, дотрагивается до всего и всех
2.2. Чувствует чужое прикосновение, только если оно происходит с повышенной силой
2.3. Не реагирует на повреждения (например, порезы или синяки), при этом не боится уколов (даже может говорить, что любит уколы!)
2.4. Может не осознавать свои грязные руки или лицо или не чувствовать насморка
2.5. Может проявлять самоагрессию: щипаться, кусаться или биться головой о стену
2.6. Часто берёт разные предметы в рот
2.7. Часто делает больно другим детям или животным во время игры
2.8. Часто трогает успокаивающие себя поверхности или объекты (например, одеяло)
2.9. Иищет контакта с поверхностями и материалами, обеспечивающими мощное тактильное взаимодействие
2.10. Очень любит и стремится к играм, подразумевающим возню
2.11. Любит вибрации или мощные сенсорные воздействия
2.12. Предпочитает и просит чересчур острую, сладкую, кислую или солёную пищу

3. Слабое тактильное восприятие и различение
3.1. Имеет трудности с мелкой моторикой (застегивание пуговиц, молний, застёжек)
3.2. Может не уметь определять с закрытыми глазами, до какой части его/её тела дотронулись
3.3. Может бояться темноты
3.4. Неаккуратно одевается: выглядит неопрятным, не замечает, что штаны перекрутились, рубашка вылезла из-под брюк, на ботинках развязались шнурки, одна штанина поднята, а другая нет и т.д.
3.5. Испытывает трудности при работе с ножницами, карандашами или столовыми приборами
3.6. Продолжает брать предметы в рот для исследования даже в возрасте старше 2 лет
3.7. С трудом определяет физические характеристики объектов, форму, размер, текстуру, температуру, массу и т.д.
3.8. Не узнаёт объекты на ощупь. Нуждается в зрительном контакте, например, чтобы достать нужную вещь из рюкзака или парты

Вестибулярный аппарат: информация от среднего уха о равновесии. Гравитационных изменениях, движениях и положении в пространстве
Признаки вестибулярной дисфункции
1. Гиперчувствительность к движению (повышенная чувствительность)
1.1. Избегает/не любит оборудования детских площадок (например, качелей, лестниц, горок, каруселей)
1.2. Предпочитает занятия сидя, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, может казаться «увальнем»
1.3. Избегает/не любит лифты и эскалаторы, предпочитает ехать в них/по ним сидя или чувствует дурноту/тошноту при движении в них/по ним
1.4. В буквальном смысле цепляется за взрослого, которому доверяет
1.5. Испытывает ужас перед падением, даже при отсутствии реального риска
1.6. Боится любой высоты, даже бордюра тротуара или ступеньки
1.7. Боится отрывать ноги от земли
1.8. Боится подниматься/спускаться по лестнице или ходить по неровным поверхностям
1.9. Боится быть опрокинутым вверх ногами, повернутым влево-вправо или назад, не любит мыть волосы над раковиной
1.10. Пугается, если кто-то двигает его/её (например, двигает сидящим на стуле)
1.11. В младенчестве не любил(а) детских качелей или прыгунков
1.12. Боится или испытывает трудности при катании на мотоцикле, прыжках или удержании равновесия на одной ноге (особенно с закрытыми глазами)
1.13. В младенчестве не любит переворачиваний на живот
1.14. Легко теряет равновесие и может выглядеть неуклюжим
1.15. Боится действий, требующих хорошего равновесия
1.16. Избегает быстрых или вращательных движений

2. Гипочувствительность к движениям (пониженная чувствительность)
2.1. Постоянно двигается, никогда не стоит на месте
2.2. Страстно желает быстрого и/или интенсивного движения, кружения
2.3. Обожает, когда подбрасывают вверх
2.4. Может часами кружиться и не испытывать головокружения
2.5. Любит быстрые, интенсивные и/или опасные аттракционы в парках развлечений
2.6. Постоянно прыгает по мебели, на трамплинах, крутится на вращающемся стуле, переворачивается вверх ногами
2.7. Обожает качаться на качелях, раскачиваясь как можно выше и подолгу
2.8. Является «экстремалом», что порой сопряжено с опасностью
2.9. Всегда бежит, прыгает, скачет вместо того, чтобы идти пешком;
2.10. Когда сидит, то раскачивается из стороны в сторону, качает ногой или головой
2.11. Любит внезапные или быстрые движения (например, когда машина или велосипед подпрыгивает на кочке)

3. Слабый мышечный тонус и/или координации
3.1. Имеет слабое, «вялое» тело
3.2. Часто сутулится, старается прилечь и/или кладёт голову на руки, работая за столом
3.3. С трудом отрывает голову, руки и ноги от пола, лежа на животе (положение «супермена»)
3.4. Часто сидит в «позе W» на полу для поддержания равновесия тела
3.5. Быстро устаёт
3.6. Компенсирует «слабость», крепко хватая предметы
3.7. С трудом поворачивает дверные ручки, открывает и закрывает разные полости и ёмкости
3.8. С трудом удерживает равновесие при начале падения
3.9. С трудом одевается и застёгивает молнии, застёжки и пуговицы
3.10. Не ползал в младенчестве
3.11. Плохо чувствует своё тело: натыкается на предметы и вещи, опрокидывает предметы, спотыкается и/или бывает неловок
3.12. Испытывает трудности с крупной моторикой (плохо прыгает, ловит мяч, поднимается по лестнице и т.д.)
3.13. Испытывает трудности с мелкой моторикой, с использованием таких «инструментов» как карандаши, столовые приборы, расчёска, ножницы и т.д.
3.14. Возможно, одинаково владеет обеими руками часто меняет руки при раскрашивании, вырезании, письме и т.д.  Не имеет чёткого предпочтения/доминирования одной руки к возрасту 4-5 лет
3.15. Испытывает трудности при лизании мороженого
3.16. Не уверен в том, какие движения выполнить, например, для  перешагивания через препятствие
3.17. Трудно заучивает спортивные упражнения или танцевальные  движения

Проприоцептивные чувства: информация от мышц и суставов о положении тела, массе тела, давлении, растягивании, движении и изменении положения тела в пространстве
Признаки проприоцептивной дисфункции
1. Поведение, направленное на поиск сенсорных контактов
1.1. Старается прыгать, сталкиваться, разрушать что-либо
1.2. Топает во время ходьбы
1.3. Стучит ногами по столу или по стулу, сидя за партой/столом
1.4. Кусает или сосёт пальцы и/или часто хрустит костяшками
1.5. Любит быть плотно укутанным в одно или несколько тяжёлых одеял, особенно перед сном
1.6. Предпочитает максимально тесную одежду (максимально сильно затягивает ремни, капюшон, шнурки)
1.7. Любит/с энтузиазмом относится к играм, предполагающим хлопающие звуки
1.8. Любит обниматься
1.9. Слишком сильно стучит игрушками или предметами
1.10. Любит «шумные», энергичные игры/возню
1.11. Часто нарочно падает на пол
1.12. Может часами прыгать на батуте
1.13. В течение дня скрипит зубами
1.14. Любит толкать/тянуть/тащить вещи
1.15. Любит прыгать с мебели или высоких мест
1.16. Часто ударяет, толкает, пихает других детей
1.17. Грызёт ручки, соломинки, рукава рубашки и т.д.

2. Испытывает трудности с «дифференциацией движений»
2.1. Неправильно оценивает степень сокращения и растягивания мышц при выполнении заданий/действий (например, при продевании рук в рукава рубашки или при подъёме)
2.2. Не контролирует степень давления при письме/рисовании получает либо слишком бледный рисунок, либо от усилия ломает карандаш
2.3. Письменные работы делает неопрятно, часто рвёт бумагу до дыр, стирая ластиком ошибки
2.4. Постоянно ломает предметы и игрушки
2.5. Неправильно оценивает массу предмета (например, стакана сока), который поднимает со слишком большим усилием, из-за чего сок проливается, либо со слишком слабым усилием, жалуясь на то, что предмет слишком тяжёлый
2.6. Путает «тяжёлое» и «лёгкое». Держа два предмета, может не понимать, какой из них тяжелее
2.7. Делает всё со слишком большими усилиями: хлопает дверями, слишком сильно нажимает на вещи, захлопывает крышки
2.8. Играет с животными, прилагая слишком большую силу, зачастую причиняя им боль

Признаки слуховой дисфункции: (при отсутствии диагностированной проблемы со слухом)
1. Гиперчувствительность к звукам (слуховое защитное поведение)
1.1. Отвлекается на звуки, которых остальные обычно не замечают (например, гудение холодильника, вентилятора, нагревательного прибора, тиканье часов)
1.2. Пугается звука смываемой воды в унитазе (особенно в общественных туалетах), пылесоса, фена, скрипа ботинок, лая собак
1.3. Пугается или отвлекается на громкие или неожиданные звуки
1.4. Беспокоится/отвлекается на фоновые шумы окружающего мира  (например, звуки сенокосилки или стройки за окном)
1.5. Часто просит людей вести себя потише: не шуметь, прекратить говорить, петь
1.6. Убегает, кричит и/или закрывает уши руками при громких или неожиданных звуках
1.7. Может отказываться посещать кинотеатры, парады, катки, музыкальные концерты и т.д.
1.8. Решает, нравится ли ему тот или иной человек, по звуку его голоса

2. Ослабленная чувствительность к звукам (пониженная чувствительность)
2.1. Часто не отвечает на речевые обращения или не откликается на имя
2.2. Любит очень громко включать музыку или ТВ; кажется, что «шумит ради шума»
2.3. С трудом понимает или вспоминает сказанное
2.4. Не замечает некоторых звуков
2.5. Не уверен в том, откуда взялся звук
2.6. Разговаривает сам с собой, выполняя задание, часто вслух
2.7. В младенчестве произносил мало звуков, отсутствовал лепет
2.8. Вынуждает других часто повторять указания, часто переспрашивает

Признаки нарушения оральной (связанной со ртом) восприимчивости
1. Гиперчувствительность к оральным сигналам (оральное защитное поведение)
1.1. Капризен в еде, часто имеет экстремальные пищевые предпочтения (например, предпочитает ограниченный набор продуктов, только определенные сорта, наименования, отказывается от проб новой пищи, не ест в гостях)
1.2. Ест только «мягкую» пищу в форме пюре после 2-летнего возраста
1.3. Давится твёрдой пищей
1.4. Испытывает трудности с сосанием, жеванием и глотанием, может давиться или испытывать боязнь подавиться
1.5. Не желает/отказывается/очень боится посещения стоматолога или лечения зубов
1.6. Может есть только горячую или только холодную пищу
1.7. Отказывается облизывать конверты, марки или наклейки из-за неприятного вкуса
1.8. Не любит или жалуется на зубную пасту или ополаскиватель для рта
1.9. Избегает приправленных, острых, сладких или солёных блюд, предпочитает простую пищу

2. Сниженная чувствительность к оральным сигналам (пониженная чувствительность)
2.1. Может лизать, пробовать или жевать несъедобные объекты
2.2. Предпочитает пищу с сильным вкусом (например, слишком острую, сладкую, кислую или солёную)
2.3. Испытывает избыточное слюноотделение после прорезывания зубов
2.4. Часто жуёт волосы, одежду или пальцы
2.5. Постоянно берёт всё в рот после выхода из младенческого возраста
2.6. Ведёт себя так, будто любая пища имеет одинаковый вкус
2.7. Всегда добавляет к пище слишком много приправ или соусов
2.8. Любит вибрирующие зубные щётки и даже походы к зубному врачу

Признаки обонятельной дисфункции (запахи)
1. Гиперчувствительность к запахам (повышенная чувствительность)
1.1. Отрицательно реагирует или не любит запахи, которые чаще всего не беспокоят или незаметны для других людей
1.2. Говорит другим людям (или разговаривает с ними) о том, как от них плохо или необычно пахнет
1.3. Отказывается принимать какую-либо пищу из-за запаха
1.4. Испытывает отвращение и/или тошноту от запахов в туалете
1.5. Испытывает беспокойство/раздражение от запаха духов или одеколона, бытовых запахов, запахов готовящейся пищи
1.6. Может из-за неприятных запахов отказаться играть в гостях
1.7. Определяет, нравится ли ему/ей новой место или кто-либо по запаху

2. Пониженная чувствительность к запахам
2.1. С трудом отличает, не замечает или игнорирует неприятные запахи
2.2. Может выпить или съесть что-либо ядовитое, потому что не замечает неприятного запаха
2.3. Не может определять запахи по тестовым полоскам
2.4. Не замечает запахов, на которые обычно жалуются другие
2.5. Очень внимательно принюхивается при знакомстве с новыми местами, людьми или предметами

Признаки дисфункции обработки визуальной информации (в отсутствие диагностированного нарушения зрения)
1. Гиперчувствительность к зрительным сигналам (повышенная чувствительность)
1.1. Чувствителен к яркому свету, косит глазами, закрывает глаза рукой, плачет и/или испытывает неудобство от света
1.2. С трудом удерживает фокусировку взгляда на задаче/действии, над которой работает, в течение необходимого срока
1.3. Легко отвлекается на другие зрительные стимулы в помещении движение, мебель, игрушки, окна, двери и т.д.
1.4. С трудом находится в ярких красочных комнатах или в полутёмных помещениях
1.5. Трёт глаза, глаза слезятся, болит голова после чтения или просмотра телепередач
1.6. Избегает контакта с чужим взглядом
1.7. Любит играть в темноте

2. Пониженная чувствительность к зрительным сигналам (сниженная чувствительность или трудность с отслеживанием, различением или восприятием)
2.1. С трудом различает похожие напечатанные буквы или цифры, например, Л и П, С и О,  квадрат и четырёхугольник
2.2. С трудом видит «полную картинку», т.е. фокусируется на деталях или узорах
2.3. С трудом находит нужные предметы среди других, т.е. бумаги на столе, вещи в ящике шкафа, продукты на полке магазина, игрушки в корзине
2.4. Часто теряет место, на котором закончил переписывать текст из книги или с доски
2.5. С трудом контролирует движения глаз при отслеживании движущихся объектов
2.6. С трудом различает цвета, формы и размеры
2.7. Часто теряет место, на котором закончил чтение или решение  математических задач
2.8. При переписывании меняет местами буквы в словах или читает слова задом наперед, например, «нос» вместо «сон», «он» вместо «но» после первого класса
2.9. Жалуется на «двоение в глазах»
2.10. С трудом находит различия на картинках, в словах, символах или объектах
2.11. Не выдерживает постоянных интервалов между словами и размер букв при письме и/или выстраивании в ряд цифр при решении математических задач
2.12. Испытывает трудности при решении картинок-загадок, копировании форм и/или вырезании/отслеживании по линии
2.13. Имеет склонность косо располагать текст на странице (строки вниз или вверх)
2.14. Путает право и лево
2.15. Легко устаёт от учёбы
2.16. Испытывает трудности с пространственными связями, может натыкаться на объекты/людей или ступать мимо ступенек

Нарушение функции слуха обработки языковой информации
1. Не может распознать источник звука
2. С трудом узнаёт голоса людей
3. С трудом различает звуки/слова (например, «пол» и «кол»)
4. С трудом абстрагируется от других звуков, прислушиваясь к говорящему
5. Раздражается громкими внезапными металлическими или высокими  звуками
6. С трудом слушает, понимает и вспоминает, что говорится или читается, часто просит повторить указания и может понять или следовать не более чем двум последовательным указаниям одновременно
7. Обращается к другим за подтверждением, прежде чем дать ответ
8. С трудом формулирует мысли (устно или на письме)
9. Часто говорит не вовремя или «не по теме»
10. Если бывает не понят, с трудом может переформулировать мысль, при этом может расстроиться, рассердиться или прекратить попытки
11. Имеет трудности с чтением, особенно вслух (может также страдать дислексией)
12. Имеет трудности с артикуляцией и чёткостью произношения
13. Зачастую улучшает способность говорить после интенсивной двигательной активности

Социальные, эмоциональные, игровые нарушения и дисфункция саморегуляции
1.   Социальные трудности
1.1. Испытывает трудности при общении со сверстниками
1.2. Играм с другими людьми предпочитает игры в одиночку с игрушками или предметами
1.3. Трудно взаимодействует со взрослыми, трудно ведёт «осмысленный» диалог
1.4. Испытывает самоагрессию или агрессию по отношению к другим
1.5. Доставляет трудности другим в интерпретации своих сигналов, потребностей и эмоций
1.6. Не стремится к контакту со знакомыми людьми

2.   Эмоциональные трудности
2.1. С трудом воспринимает изменение сложившегося порядка (вплоть до вспышек гнева)
2.2. Легко расстраивается
2.3. Часто действует импульсивно
2.4. Лучше всего ведёт себя в мини-группе или при индивидуальном общении
2.5. Переживает изменчивое настроение, частые истерики и вспышки гнева
2.6. Предпочитает играть в стороне, подальше от группы или просто наблюдать за играми
2.7. Избегает зрительного контакта
2.8. Испытывает трудности с озвучиванием собственных потребностей

3. Игровые
3.1. Испытывает трудности с имитирующими играми (после возраста 10 месяцев)
3.2. Бесцельно бродит, не занимаясь целенаправленной игрой и не исследуя пространство (старше 15 месяцев)
3.3. Испытывает потребность в помощи взрослого для игры. С трудом  играет в одиночку (старше 18 месяцев)
3.4. Часами занимается одним и тем же делом (например, выстраивает в ряд машинки, кубики, смотрит один и тот же мультфильм много раз и т.д.)

4. Проблемы с саморегуляцией
4.1. Чрезмерная раздражительность, нервозность или колики в младенческом возрасте
4.2. Не успокаивается при помощи соски, успокаивающего объекта или на руках у мамы
4.3. Всё время просыпается в плохом настроении
4.4. Требует много усилий со стороны мамы (или иного лица, осуществляющего уход) для того, чтобы уснуть (например, поглаживание по спине, по голове, укачивание, длинные прогулки, поездки в машине)

5. Внутренняя регуляция (интероцептивные ощущения)
5.1. Ощущает жар или холод быстрее, чем другие в аналогичной обстановке, никогда не жалуется на жару или холод
5.2. Испытывает трудности при экстремальных температурных условиях или при переходе от одной крайности к другой (например, зимой, летом, выход из прохладного помещения на жару, из отапливаемого на холод)
5.3. Слишком быстро или слишком медленно дышит, не может переключиться с одного типа дыхания на другой в случаях, когда это требуется организму
5.4. Слишком быстрое или слишком медленное сердцебиение относительно фактических нагрузок
5.5. Дыхание и сердцебиение успокаиваются во время или после физической нагрузки или испуге медленнее, чем ожидалось
5.6. Резкие/частые перепады настроения (от рассерженного до довольного) в течение дня без видимой причины
5.7. Непредсказуемое состояние возбуждения или неспособность контролировать степень возбуждения (быстрый перепад от чрезмерной возбужденности к вялости, неустойчивость состояния между обоими состояниями, переход от гиперстимуляции к гипостимуляции за несколько часов или дней, в зависимости от вида действий, обстановки и т.д.)
5.8. Частые запоры или диарея, смешанный стул в течение одного или нескольких дней
5.9. Трудности при привыкании к горшку, непонимание того, когда хочет в туалет (т.е. не чувствует наполнения мочевого пузыря или позывов к дефекации)
5.10. Неспособность регулировать жажду: всегда хочет пить, никогда не хочет пить, ощущения меняются то в одну, то в другую сторону
5.11. Неспособность регулировать голод: всё время ест, никогда не хочет есть, не чувствует насыщения/голода
5.12. Неспособность регулировать аппетит и/или постоянное чувство голода. Но, сделав «два укуса», чувствует, что наелся, а потом опять чувствует голод (склонность к нарушениям питания и /или плохому росту).

1.Не любит, когда берут на руки или укачивают.
2.Кричит и/или выгибается, когда его/её пытаются держать на руках.
3.Не нравится, когда меняют подгузники.
4.Болезненно относится к купанию и/или попаданию на кожу брызг воды.
5.Нарушен цикл/режим сна и бодрствования.
6.Много плачет в течение дня (больше получаса или часа подряд).
7.Редко улыбается, большую часть времени выглядит «грустным» или «тревожным».
8.Имеет чёткие предпочтения в отношении взрослых с определённым энергетическим уровнем или голосом (интонацией, громкостью, низким  или высоким голосом и т.д.).
9.Избегает зрительного контакта, с трудом фокусирует взгляд на объектах или плохо следит за ними взглядом.
10.Не любит резкие движения и/или наклоны головы или всего тела.
11.Не любит, когда раскачивают.
12.Не любит движение в пространстве (качание, подпрыгивание или подбрасывание в воздух).
13.Не откликается на имя или знакомый голос.
14.Не успокаивается обычными способами, можно успокоить ЕДИНСТВЕННЫМ способом, например, поездкой на машине.
15.Проблемы с кормлением грудью.
16.Проблемы с сосанием, жеванием или глотанием.
17.Плохо переносит новую пищу.
18.Давится или реагирует тошнотой при приёме твёрдой пищи кусочками или набора различных продуктов (очень ограниченная диета для своего возраста).
19.Не замечает, что подгузник влажный или грязный.
20.Безутешно плачет, пока не сменят влажный или грязный подгузник.
21.Предпочитает оставаться без одежды.
22.Сильно тревожится при расставании.
23.Резко раздражается много раз в день.
24.Не любит солнечный или яркий свет.
25.Беспокоится в публичных местах, особенно там, где шумно и много людей.
26.Не любит игры с регулярными интерактивными движениями (например, ку-ку, ладушки и т.д.)
27.Не замечает новые игрушки и/или не хочет с ними играть.
28.Использует только одну руку для манипуляции предметами и исследования игрушек и/или не может перекладывать игрушки из руки в руку.
29.Не может стучать игрушкой об игрушку или хлопать в ладоши.
30.Большую часть времени держит ручки зажатыми в кулачки и закрытыми.
31.Беспокоится, если стало грязным лицо или руки.
32.Безутешно плачет, если остаётся с незнакомыми или малознакомыми людьми.
33.Очень поздно начинает говорить, ходить, показывать пальцем, улыбаться, держать бутылочку, спать всю ночь, манипулировать/играть в игрушки и т.д.
34.С трудом переходит на твёрдую пищу.
35.Не может удерживать или использовать предметы или приспособления, которые должен удерживать/использовать в своём возрасте (ложка, чашка, игрушки).
36.Регулярно избегает определённых продуктов, пищевых категорий, продуктов определенной консистенции, температуры, целых групп продуктов и т.д.
37.Чрезмерно срыгивает или имеет аллергию на пищу, детские смеси.
38.Не замечает издаваемых другими звуков.
39.Страдает частыми инфекциями ушей.
40.Чувствителен к звукам, которых другие не замечают.
41.Трудно вовлекается в игру. Наблюдает, но не взаимодействует со сверстниками или взрослыми.
42.Боится и/или не любит оборудование на детской площадке.
43.Не любит детские качели, прыгунки, коляски, катание на машине и т.д.
44.Не кладёт игрушки в рот, не исследует их ртом.
45.После прорезывания зубов всё время держит что-нибудь во рту или жуёт край одежды, грызёт руки, пальцы.
46.Давится или страдает тошнотой, если в рот попадают какие-либо предметы.
47.Избегает определенных категорий игрушек (например, вибрирующих, мягких, игрушек с грубой или шероховатой фактурой, скользких, ярких и т.д.).
48.Чувствует себя подавленным, плачет, засыпает при сенсорной нагрузке.
49.Отказывается принимать определённые положения (например, лежать на животе, на спине, сидеть и т.д.).
50.Остаётся подолгу в одном положении и чувствует себя неудобно, перейдя в другое. При самостоятельном движении с трудом переходит в другую позицию (трудно, неловко).
51.Вы всё время пытаетесь опередить малыша на шаг. Пытаетесь контролировать окружающую среду и «предупреждаете» людей о том, что можно делать, а что нельзя, чтобы малыш чувствовал себя комфортно.
52.Не спит больше 30 минут подряд, часто просыпается ночью, не может самостоятельно вернуться ко сну.
53.Слишком много спит, очень мало времени бодрствует, играет, отвечает на внешние раздражители, вступает во взаимодействие.
54.Трудно просыпается.
55.Для сна нуждается в определённом звуке (например, вентилятора, звуков природы, шумов, музыки и т.д.).
56.Не заснёт, если слышит хоть какой-то шум.
57.Просыпается с солнцем.
58.Не может нигде заснуть, кроме дома, в знакомой обстановке.
59.Нуждается в помощи, чтобы уснуть (укачивание, подпрыгивание, пение, потирание спинки и т.д. в течение длительного времени).
60.Чувствует неудобство без плотного пеленания, а в более старшем возрасте нуждается в тяжёлых одеялах, мягких игрушках или узких пижамах, чтобы создался определённый вес, давление для засыпания.
61.Легко и быстро меняет настроение. Легко отвлекается, если чем-то расстроен, быстро «справляется» с проблемой. Успокаивается с помощью любимой игрушки/лица/звука.
62.Слишком привязан к пустышке.
63.Никогда не привязывался к одному объекту, будь то одеяло, мягкая игрушка, пустышка, большой палец и т.д.
64.Не тянется и не удерживает игрушки (особенно шершавые/ с неровной поверхностью).
65.Сжимает ручку в кулак, если мимо неё проносится игрушка, либо немедленно бросает предмет при попытке вложить его в руку.
66.Когда начинает ходить, ходит только на цыпочках, никогда не ставит ступню полностью на пол.
67.Тревожится, ощущая грубые материалы под собой.
68.Не ползает прежде, чем начать ходить (или ползает мало/не так как все).
69.Обожает движение, чувствует себя плохо, если не двигается, если его/её не качают. Постоянно раскачивается.
70.Не играет в общие игры со взрослыми, знакомыми.
71.Часто занят повторяющейся бессмысленной игрой с одним-двумя предметами.
72.Не может переключаться на другие задачи или участвовать в ежедневных действиях, расстраивается при переключении с одного действия на другое.
73.Часто расстраивается от непонимания взрослыми своего языка, жестов, сигналов.
74.Часто бьется головой, кусается, щипается, причиняет вред себе или другим.
75.Часто ломает игрушки.
76.Не бывает ласков с животными.
77.Имеет нарушенную координацию, часто натыкается на предметы.
78.Не может заострить внимание на игре, воспитателе или игрушке достаточно долго, чтобы вступить во взаимодействие (для своего возраста).
79.Бесцельно бродит, слишком часто и подолгу выполняет бессмысленные действия, например, кружится, качается и т.д. Не интересуется игрой и не использует то, что нужно для целенаправленной игры.

Родителям

roditelyam

Пункт проката

photo 2023 11 10 09 16 18

СЛУЖБА ДОМАШНЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

raduga

Полисенсорный подход в реабилитации

Заставка

Статистика посещений

 
 

 

logo    org gosuslugi   WhatsApp Image 2022 08 22 at 14.15.04      Нац проекты

1

 

 

842f38c9 b469 4dea 886b 3026fadfb449

 mfc        FIN       doverie