Фламинго - Студия "Искорки"
Отделение социально-трудовой реабилитации

logo2

Решаем вместе
Есть вопрос?
image054
Руководитель студии:
Дубовик Наталья Викторовна

С желанием и интересом дети-инвалиды посещают театральную студию. Они  участвуют в постановках сказок, спектаклей, что позволяет им испытать свои возможности передать наиболее эмоционально значимые события, неоднократно воспроизводя страх, радость, горе, победу и т.п.

Участие в театральной студии дает ребенку возможность стать соучастником коллективной художественно-творческой жизни.

image056Праздники – одно из средств социально-творческой реабилитации детей, включения их в совместную деятельность, совершенствования коммуникативных навыков и формирования личностных качеств. Кроме того, праздничная атмосфера позволяет родителям быть более раскованными, а это также очень важно для реабилитации, как процесса затрагивающего окружение ребенка.

С октября 2008 года в отделении социально-трудовой реабилитации успешно организован настольный театр «Вместе с нами». Сменную труппу (на курс реабилитации) настольного театра представляют дети с различными нозологиями (ДЦП, синдром Дауна, РОП ЦНС и пр.).

image059
Театральные игры и сценки позволяют решать многие задачи – от ознакомления с окружающим миром до формирования элементарных математических представлений. Умело поставленные вопросы помогают детям думать, делать выводы. С умственным развитием тесно связана и речь, то есть может активизироваться и словарный запас ребенка.

Эстетическое влияние на детей-инвалидов оказывает выполненное оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Это влияние может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетическое переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.

В этом смысле организация настольного театра и театрализованные игры приравниваются и к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники.

  • Организация кукольного театра Петрушки.

Почти во всех детских учреждениях и в семье среди игрушек можно увидеть кукол-Петрушек, которые надеваются на руки. Это "актеры" кукольного театра: Петрушка, бабушка, дедушка, девочка, мальчик и др. Бывают целые наборы кукол с текстами инсценированных сказок, с реквизитом, необходимым для показа.

Куклы-петрушки отличаются от обычных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища. Его заменяют рубашка-перчатка, одеваемая на руку кукловода. Ноги у куклы бывают не всегда. Надетую на руку куклу надо повернуть к себе лицом и сделать движения – наклонить голову вперед, сделать поясной наклон, повернуть куклу вправо-влево, похлопать руками, развести их в сторону, поднять вверх, вытянуть вперед. Затем освоить упражнения: кукла обнимает, гладит по лицу, шепчет на ухо. Все эти движения повторяются несколько раз. Далее педагог придумывает другие упражнения со словами.

Пусть кукла возьмет флажок и, считая: "Раз, два, три, четыре, пять", помашет им вправо и влево. Или пусть скажет, что хочет взять книгу, раскроет ее и пр.

Сценой театра петрушек является ширма. На ней ставятся декорации, происходит действие спектакля. За ширмой находятся кукловоды, которые управляют куклами и говорят за них.

После показа детям небольших упражнений-игр с куклами можно перейти к сказкам – пьесам. Выбранная для показа сказка зачитывается вслух. Кроме коллективных читок за столом, каждый работает над ролью самостоятельно (заучивает текст). Желательно найти для каждого персонажа свой характерный голос, свою манеру разговора и походки.

Музыка является неотъемлемой частью кукольного спектакля. Она может предшествовать началу спектакля и служить фоном для отдельных моментов.

После генеральной репетиции спектакль показывают детям.

После показа кукольного представления взрослыми у детей часто возникает желание самим участвовать в спектакле. Как правило, дети стараются воспроизвести эпизоды из любимых сказок.

Театральная деятельность развивает творческую фантазию детей, объединяет их. Такие игры-представления надо поощрять, поддерживать и сделать все возможное, чтобы дети чаще и больше играли в театр. Конечно, сразу дети не запомнят текст, этого требовать и не надо. Пусть играют, как им хочется, используя предложенный сюжет. Только постепенно, при повторных чтениях, дети запомнят текст и действия кукол, смогут показать всю сценку самостоятельно.

Однако нельзя рассматривать театр Петрушки как развлечение. Очень важно его воспитательное значение: показывание детям примеров дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия, высмеивания зазнайства и пр.

Кукольный театр доставляет детям-инвалидам большую радость самореализации.

 

  • Театр на фланелеграфе как метод моделирования сказок для развития речевой деятельности.

Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

Дети очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. У ребенка начинают формироваться характер, отношение к окружающему миру, интересы. Поэтому полезно показывать детям примеры трудолюбия, дружбы, правдивости и пр. Условность театра близка ребятам, они привыкли к нему в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы героев, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и т.д. Необычность захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир.

Театр картинок начинается с фланелеграфа. Он наиболее прост в изготовлении и показе. На столе стоит доска, обтянутая фланелью. Стоя с боку стола, педагог рассказывает сказку и по ходу действия прикладывает к доске одну за другой картинки персонажей и оформления. Это и есть фланелеграф, оригинальная форма иллюстрированного рассказа.

Сначала нужно сделать доску фланелеграфа. Для этого на прямоугольную доску из фанеры, тонкого теса или толстого картона натягивают голубую или светло – серую фланель или байку ворсом наружу, закрепляя ее края на обратной стороне доски. Картинки наклеивают на фланель ворсом наружу и обязательно просушивают под прессом, затем вырезают.

Естественно, что большое значение в показе имеет текст и его исполнение. Педагог произносит его и за автора, и за действующих лиц. Рассказ нужно вести не спеша, давая детям возможность понять содержание, рассмотреть картинки и оценить возникающие композиции на доске.

Интересной формой изготовления картинок для фланелеграфа являются детские рисунки. Для этого на занятиях детям дается задание нарисовать какой-нибудь персонаж. Лучшие рисунки отбираются и используются для показа.

Детей старшего возраста всегда интересует не только показ сценок и рассказов, но и техника изготовления картинок, и предложение сделать картинки для показа младшим они обычно встречают с энтузиазмом.

С помощью педагога дети могут подготовить, например, картинки игрушек для иллюстрации произведения А. Барто "Игрушки". Дети старшего возраста показывают картинку спрашивают, кто знает стихотворение про девочку, мишку и пр. Многие знают это стихотворение и отвечают сразу. Если не знают его, надо задать наводящие вопросы. Отгадавший получает картинку, прикладывает ее к доске и читает стихотворение. Так по очереди иллюстрируется все стихотворение.

Много интересного могут предложить и сами дети. Они будут изображать картинки и придумывает к ним рассказы. Такие игры с фланелеграфом нужно поощрять. Они развивают речевую деятельность и творческие способности ребенка.

Эта форма работы очень интересна и полезна. Такие показы и инсценировки сказок глубже развивают художественные способности, учат понимать и переживать содержание литературных произведений.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным способом педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движения, проявлять смекалку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания детей с ДЦП. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны.

По содержанию все народные игры выразительны  и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, представления об окружающем мире, совершенствование психологических процессов. Именно поэтому игра призвана ведущей деятельностью ребенка.

Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ ("Гуси-лебеди", "Коршун и наседки" и пр.) – диалоги и непосредственно характеры персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх не имеющих сюжета и построенных на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка с ДЦП, развитию его мышления и самостоятельных действий, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить быструю и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благополучному результату ("Палочка-выручалочка").

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки «Не дам своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи ("Один за всех и все за одного" - цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение. Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые создают эмоциональное настроение и увлекаются самой игрой. Они применяются в тех случаях, когда детям надо разделиться на команды. Например, игроки выбирают считалкой сначала двух детей, а они, договорившись, встают в пару и, подняв вверх свои руки, образуют воротца. Остальные играющие проходят или пробегают эти воротца. Последние задерживают игрока, опускают руки и тихо спрашивают:

Конь вороной остался под горой,
Выбираешь какого коня:
Сивого или златогривого?

Играющий встает позади того, кого выбирал. Таким образом, все дети делятся на две команды и начинается игра. Все эти правила помогают детям с ДЦП лучше ориентироваться в пространстве и развивать координацию движений.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь для детей с ДЦП – знание и владение обширным игровым репертуаром, а также творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагог дополнительного образования привлекает внимание ребят с ДЦП к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение. Задача педагога дополнительного образования заключается в том, чтобы научить детей с ДЦП самих с удовольствием играть самостоятельно.

Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети с ДЦП приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования личности ребенка с ДЦП, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и развития его нравственных чувств и дальнейшего проявления их в творческой деятельности.

  • Театрализованная деятельность творческой студии «Искорки».

image005Театрализованные игры пользуются у детей с ограниченными возможностями большой любовью. Они с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.  Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки и краски. Большое и разностороннее влияние игр на личность ребенка-инвалида позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Смех и радость присущи детству, неотделимы от него. Ребенку нравится играть, зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры. Пока еще не ясны механизмы воздействия театрализованных игр на детей, природа их влияния на эмоции.

Праздники – одно из средств социально-творческой реабилитации детей, включения их в совместную деятельность, совершенствования коммуникативных навыков и формирования личностных качеств. Кроме того, праздничная атмосфера позволяет родителям быть более раскованными, а это также очень важно для реабилитации, как процесса затрагивающего окружение ребенка.

Целью культурно-досуговых программ является отдых и создание атмосферы хорошего настроения. Формы и методы разнообразны: викторины на определенную тематику, игровые программы (проведение конкурсов, выстроенных в определенный сценарий) и пр.

Одним из видов организации театральной деятельности является кукольный театр. Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

Дети очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. У ребенка начинают формироваться характер, отношение к окружающему миру, интересы. Поэтому полезно показывать детям примеры трудолюбия, дружбы, правдивости и пр. Условность театра близка ребятам, они привыкли к нему в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы героев, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и т.д. Необычность захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир.

image015В октябре 2008 года успешно организован настольный театр «Вместе с нами». Сменную труппу (на курс реабилитации) настольного театра представляют дети с различными нозологиями (ДЦП, синдром Дауна, РОП ЦНС и пр.).

Театральные игры и сценки позволяют решать многие задачи – от ознакомления с окружающим миром до формирования элементарных математических представлений. Умело поставленные вопросы помогают детям думать, делать выводы. С умственным развитием тесно связана и речь, то есть может активизироваться и словарный запас ребенка.

Эстетическое влияние на детей-инвалидов оказывает выполненное оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов – развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Это влияние может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетическое переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле организация настольного театра и театрализованные игры приравниваются и к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники.

Организация досуговой деятельности детей-инвалидов и их родителей в летний период обладает определенной спецификой. Особенности заключаются в большей частоте контактов, насыщенности общения и его доверительном эмоциональном характере.

В летний период работа ведется в нескольких направлениях:

  • подготавливаются методические рекомендации для родителей по разным тематикам;
  • помощь воспитателям групп в разработке возможных маршрутов прогулок и экскурсий,  рекомендации по их проведению;
  • помощь в планировании досуга родителей с детьми (рекомендации тем бесед с ребенком, игры, занятия, а также эмоционально насыщенные формы и методы общения).

image007Летняя программа насыщена мероприятиями, праздниками, спортивными эстафетами, концертами («Ярмарка», «Цирк», «Поиски клада» и пр.)

Лето – подходящее время для развития и воспитания детей и важно не упустить те возможности, которое оно предоставляет. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребенка и в родном городе, и за его чертой. Поэтому нужно подготовить детей-инвалидов к активному познавательному отдыху, в процессе которого так важно замечать необычное в простом. При этом нужно не только увидеть интересное явление, но и суметь объяснить его ребенку.

Ни  одно мероприятие не проходит без нового героя – Фламика, являющегося инновационной формой студии. Ребята, посещающие Центр, с удовольствием фотографируются с ростовой куклой.

По завершению курса реабилитации каждому ребенку вручается на память медальон с изображением Фламика и датой пребывания, а также коллаж с фотографиями «Мои дни во «Фламинго».

Вручение медальонов стало доброй традицией Центра – ребенок собирает коллекцию, тем самым повышая мотивацию к дальнейшей культурно-досуговой деятельности.

Рекомендации от студии "Искорки":

Документы для скачивания:

herramienta_3_word Русские народные игры как способ развития координации и ориентирования в пространстве для детей с ДЦП, doc, размер - 31 кб.
herramienta_3_word Подвижные игры народов мира, doc, размер - 26,5 кб.
herramienta_3_word В мире цирка и эстрады: детская пантомимика, doc, размер - 45 кб.
herramienta_3_word Спортивные игры как способ развития координации, doc, размер - 32 кб.

 

СЛУЖБА ДОМАШНЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

raduga

Полисенсорный подход в реабилитации

Заставка

 

logo    org gosuslugi   WhatsApp Image 2022 08 22 at 14.15.04      Нац проекты

1

 

 

842f38c9 b469 4dea 886b 3026fadfb449

 mfc        FIN       doverie