Фламинго - Видеть в каждом ребенке личность!
Главная

logo2

Решаем вместе
Есть вопрос?


Ресурс 3

 

Запись на курсы реабилитации 2024года проводится ежедневно.

с 08:30 до 17:30

обед с 13:00 до 14:00

по телефонам:

8 (3842) 31-94-08;

8-923-510-78-10;

8-904-990-96-00.

График заездов на 2024 год

Для иногородних работает

«Социальная гостиница». 

glavn

Отделение организации реабилитационной и методической работы

diag

Отделение медико-социальной реабилитации

  msr

Отделение психолого-педагогической помощи

  заставка ОППП

Отделение социально-трудовой реабилитации

str

Отделение дневного пребывания

titleODP

Отделение стационарного социального обслуживания

stac

Профессиональная стажировочная площадка Фонда

Логотип Фонда в джипег

Служба ранней помощи

 

sluhba raney pomohi

beregМы продолжаем цикл интервью с заведующими отделениями центра «Фламинго».
Сегодня беседуем со Светланой Павловной Бережной, заведующей отделением психолого-педагогической помощи.
Светлана Павловна – опытный руководитель, отделение она возглавляет уже 18 лет, обладательница Почетного знака «Фламинго» и Памятного знака «За трудолюбие и талант» от Администрации города Кемерово, победительница конкурса «Кемеровчанка года» в номинации «Преодоление», автор и редактор сборника «Теория и практика службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями от 0 до 3 лет и их родителям», изданного в центре «Фламинго».
Светлана Павловна рассказала, в чем уникальность ее отделения и от чего зависит эффективность реабилитации особенных детей.
- Светлана Павловна, в прошлом, 2018 году, специалисты вашего отделения прошли обучение в лучших учебных заведениях России. Расскажите об этом подробнее: где были, чему научились, какие новые методики применяются в работе с воспитанниками центра «Фламинго»?
- Психолого-педагогическая помощь является составной частью комплексной реабилитации, которую проходит в Центре ребенок с ограниченными возможностями.
Работа психологов, педагогов и логопедов строится по принципу: диагностика, коррекционные занятия с детьми, консультации и обучение родителей.
Наряду с базовыми методами работы, такими как: песочная терапия, Монтессори-педагогика, игровая терапия, сказкотерапия и многие другие, мы применяем и современные инновационные методы: нейропсихология, АВА-терапия, сенсорная интеграция, эрготерапия.
ppp 3
Появление новых методов связано с изменением структуры детской инвалидности. Выдвижение на первый ряд психоневрологической патологии, в том числе аутизма, предопределило появление новых технологий в нашей работе.
Для понимания сути нарушений необходимы разнообразные знания, в том числе в области нейропсихологии. Нейропсихология – относительно молодое направление, развивающееся на стыке нейронауки, психологии и психофизиологии. Нейропсихология занимается исследованием связей между функционированием головного мозга и психическими процессами, поведением. Нейропсихология детского возраста - перспективное и востребованное направление, своевременно выявленное нарушение поможет провести грамотную коррекцию ребенка.
Для изучения данного метода психолог отделения психолого-педагогической помощи Наталья Александровна Гущина прошла обучение по программе повышения квалификации «Нейропсихология» в Новосибирском институте клинической психологии.
Для работы с детьми с аутизмом и нарушением поведения очень актуальны и эффективны методы и приемы, которые сравнительно недавно появились в практике педагогов и психологов нашей страны. Это АВА-терапия, сенсорная интеграция. Они способствуют повышению эффективности реабилитации и развитию детей с расстройствами аутистического спектра и нарушениями поведения, ДЦП, нарушениям мозгового кровообращения.
Наши специалисты прошли обучение новым приемам и методам работы с детьми. И они были введены в реабилитацию.
Курс по методам прикладного анализа поведения (ПАП), как одного из направлений АВА-терапии прошли психологи Наталья Щербинина, Ольга Павлова и Галина Канаева. Обучение проходило в Новосибирском центре «АВА-Мозаика». В рамках данного курса специалисты отделения изучили законы формирования поведения и основные методы, которые применяются в работе с ребенком с особенностями развития, а также такие темы, как организация работы с ребёнком, развитие речи, возможности работы с проблемным поведением и многое другое.
Социальный педагог Елена Александрова прошла дистанционное обучение в учебном центре «Логопед Мастер» по теме: «Обучение чтению детей с тяжелыми нарушениями речи, преодоление дизорфографии у школьников по методике Н.Зайцева». Кубики Зайцева мы приобрели в отделение психолого-педагогической помощи и занятия с детьми по этому направлению очень востребованы в центре «Фламинго».
- Давайте поговорим о 2019-м... Знаю, что он тоже станет очень насыщенным для ваших специалистов в плане обучения и повышения квалификации. Какие новые направления в психолого-педагогической реабилитации детей будете осваивать?
- В 2019 году мы продолжим осваивать методы работы с детьми с аутизмом, нарушениями поведения и коммуникации. Наш новый проект «Дорога знаний» позволит специалистам отделения психолого-педагогической помощи получить знания в области нейропсихологии, освоить метод сенсорной интеграции, изучить приемы запуска речи и развития коммуникации.
Курс «Нейропсихология и сенсорная интеграция в детском возрасте. Диагностика, коррекция, сопровождение» будет проходить на базе Центра Обучения «Оранжевое солнце» в городе Екатеринбурге. Вопросы программы будут изучаться в два приема (модуля). Учиться поедет психолог Галина Юрьевна Канаева.
Освоение данной программы позволит определять с помощью специальных методов диагностики сильные и слабые стороны высших психических функций, эффективные способы обработки информации, а также специфику нарушений при различных поражениях нервной системы у детей и выстраивать реабилитационные и коррекционные программы.
Разработана большая программа обучения для социальных педагогов. Дистанционную программу «Синдром раннего детского аутизма (РДА) и расстройства аутистического спектра: коррекция и пути психолого-педагогической помощи» освоит социальный педагог Наталья Кротер.
ppp 1 2
Курс «Запуск речи у неговорящих детей: как научить ребенка общаться» научит вызывать речь у детей с моторной и сенсорной алалией, аутизмом, задержками речевого развития разной этиологии. Семинар проводится специалистами научной, практически ориентированной междисциплинарной образовательной платформы «Школа игровой логопедии» в городе Санкт-Петербурге. Семинар является практикумом и снабжает специалиста практическими навыками для работы с неговорящими детьми. Учиться будет социальный педагог центра «Фламинго» Яна Евгеньевна Степарюк.
Метод эрготерапии введен в работу отделения психолого-педагогической помощи с целью социальной адаптации детей-инвалидов. Эрготерапия тренирует мелкую моторику и систему координации. Методы эрготерапии доказали свою эффективность в реабилитации детей с ДЦП, с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата.
ppp 1
Этот метод способствует улучшению не только двигательных, но и познавательных, эмоциональных возможностей. В кабинете эрготерапии центра «Фламинго» для детей-инвалидов и их семей проводятся коррекционно-развивающие занятия. Это целый комплекс мероприятий по возможному восстановлению функции верхних конечностей: плеча, предплечья и особенно кисти, необходимой для осуществления повседневной деятельности, включающей элементарные повседневные действия – умывание, одевание, прием пищи и т.д. Конечная цель эрготерапии - не только максимально восстановить двигательные функции, но и адаптировать ребенка к привычной здоровому человеку жизни, помочь стать самостоятельным, социально приспособленным и независимым в быту. Специалисту, работающему в кабинете, социальному педагогу Марии Астаховой, необходимо систематизировать знания в области эрготерапии, поэтому мы планируем направить ее осваивать курс: «Эрготерапия в абилитации и реабилитации детей и подростков» в Медико-социальном институте города Санкт-Петербурга.
- Светлана Павловна, важнейшее условие успешной социализации ребенка-инвалида – это сознательное участие семьи в процессе его реабилитации. Как работаете в этом направлении: индивидуальные беседы с родителями, групповые психотренинги?
- Действительно, эффективная реабилитация больного ребенка невозможна без активного участия его семьи. Работа с родителями является одним из ведущих направлений деятельности специалистов психолого-педагогического отделения.
В реализации этого направления используются несколько режимов взаимодействия с родителями: обучение родителей методам реабилитации на занятиях и консультирование по вопросам развития, воспитания и обучения ребенка, Родительский клуб, Семейное консультирование, релаксация и аутотренинг для родителей. Формы работы индивидуальная и групповая (малыми группами от 2 до 5 человек).
ppp 4
Родители детей-инвалидов раннего возраста, находясь в трудной жизненной ситуации, помимо повышения педагогической компетенции нуждаются также в коррекции эмоциональной сферы. Особенно мамы. Поэтому у нас появился кабинет психологической разгрузки - отдельная площадка, где мамы могут находиться без детей. Здесь созданы условия для релаксации и аутогенной саморегуляции с помощью аудио-визуального комплекса «Диснет», воздушно-пузырьковой панели и мягкой музыки. При необходимости здесь можно проводить психотерапию.
psih 2
Развитие ребенка-инвалида в большой степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности выбора воспитательных воздействий, ни в коей мере нельзя исключать решающего влияния семьи в формировании личности ребенка-инвалида, в чем особая роль принадлежит матери.
Специалисты психолого-педагогического отделения центра «Фламинго» стараются повысить самооценку матерей с пассивной личностной позицией, выслушивают и поддерживают мам с повышенной тревожностью. Родители должны знать особенности их ребенка, иметь представление об этапах развития и методах воспитания. В ходе работы с семьей ребенка-инвалида необходимо научить родителей и других родственников принимать ребенка таким, какой он есть, сочувствовать ему, создавать условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие, так как именно в семье ребенок-инвалид в состоянии включиться в жизнь – в мир ее звуков, ощущений, образов, предметов.
Мы осознаем всю важность работы с детьми-инвалидами и их семьями, уделяем ей много внимания и стараемся идти в этом вопросе в ногу со временем, осваивая новые формы и методы.
- Поговорим о службе ранней помощи, которая в последние годы очень активно развивается в центре «Фламинго». Каких успехов удалось достичь в этом направлении? Знаю, что с начала 2019 года в учреждении запустили программу ранней адаптации как одно из направлений службы ранней помощи и в дополнение к ней. В чем ее суть и как она работает?
- Программы раннего вмешательства сейчас очень популярны и востребованы. Ранняя диагностика нарушений у детей и проведение им своевременных коррекционных мероприятий способствуют улучшению состояния и качества их жизни.
Отделение психолого-педагогической помощи уже несколько лет проводит консультативно-диагностические приемы семей, воспитывающих детей раннего возраста. Это кратковременная помощь, в ходе которой психолог проводит краткую беседу с родителями, выслушивая и фиксируя первые жалобы. Проводится обследование ребенка. Уточняются условия воспитания, микроклимат в семье, понимание родителями проблем развития ребенка.
Опираясь на педагогические возможности самих родителей, даются рекомендации, как следует ухаживать за таким ребенком, приемы и упражнения по его развитию дома, как изменить условия жизни семьи.
Для проведения консультативно-диагностических приемов используются два специальных кабинета в нашем центре Лекотека и Социальная гостиная. В них проводятся консультативно-диагностические приемы, игровые сеансы, коррекционные занятия. Работают психологи и социальные педагоги
Лекотека центра «Фламинго» - это коррекционное предметно-развивающее пространство для оказания системной помощи семьям с детьми-инвалидами. В лекотеке создана специальная зона для детей раннего возраста. Здесь сосредоточены игрушки для адаптации и расположения ребенка, манипуляции, рассматривания, игрушки для развития сенсомоторики и двигательных навыков.
Социальная гостиная - это условное название для помещения, оснащенного современным оборудованием и игрушками, ориентированными на детей раннего возраста. Социальная гостиная активно используется в работе с семьями и детьми-инвалидами.
ppp 2
Проект «Семейный круг» позволил нам говорить о программе Служба ранней помощи, особенность которой - междисциплинарная служба. Теперь ребенок с мамой посещает не только психолога. В программу Службы входят осмотры врачей педиатра и невролога, игровые сеансы, занятия с инструктором ЛФК, релаксация для мамы, процедуры Боббат-терапии при необходимости.
Желая дать семье больше информации о нашем центре, мы изменили формат пребывания ребенка и родителей во время приема службы ранней помощи. Для этого в центре «Фламинго» разработана система ранней адаптации. Она направлена на расширение рамок консультативно-диагностического приема и включает в себя знакомство с центром реабилитации «Фламинго», экскурсию по нашим замечательным кабинетам, кратковременное пребывание в отделениях дневного пребывания и стационара. Во время нахождения в группах, общаясь с детьми и родителями, находящимися на курсе, а также воспитателями родители-новички могут познакомиться с условиями пребывания, получить консультации специалистов по вопросам ранней коррекции и помощи в адаптации ребенка. Эти меры помогут быстрее адаптироваться к условиям Центра, предотвратить или минимизировать отставание ребенка с ОВЗ в коммуникативном, двигательном и социально-эмоциональном развитии.
- Светлана Павловна, какими принципами вы руководствуетесь при работе?
- Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности. Она способствует социальной дезадаптации, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.
Система психологического сопровождения в центре «Фламинго» - это прежде всего помощь детям с ограниченными возможностями и их родителям.
Поэтому главный и единственный принцип, которым я всю жизнь руководствуюсь - это желание принести пользу, уважение и сочувствие людям в трудной жизненной ситуации.
- Светлана Павловна, большое спасибо вам за ответы! Успехов и процветания отделению психолого-педагогической помощи!
ppp 1 1
Важнейшее условие успешной социализации ребенка-инвалида – это сознательное участие его семьи в процессе реабилитации. Поэтому приоритетной формой работы с такой семьей в настоящее время является деятельность в условиях реабилитационных центров, преимущество которой состоит в том, что дети «не отрываются» от привычных родственных связей, а родители принимают непосредственное участие в реабилитационном процессе, также получая необходимую психологическую помощь.
 
Подготовила Ксения КРЫЛЫШКИНА.
Фото автора и Галины КАНАЕВОЙ, психолога отделения психолого-педагогической помощи МБУ РЦ «Фламинго».
 
 

Родителям

roditelyam

Пункт проката

photo 2023 11 10 09 16 18

СЛУЖБА ДОМАШНЕЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

raduga

Социальная гостиница

Обложка домик

Статистика посещений

 
 

 

logo    org gosuslugi   WhatsApp Image 2022 08 22 at 14.15.04      Нац проекты

1

 

 

842f38c9 b469 4dea 886b 3026fadfb449

 mfc        FIN       doverie